Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Символические сборные "Зенита" (3)

Годы 1930-е, часть 3

Г. Шорец
С. Медведев – С. Козинец
Б. Ивин – А. Мишук – А. Зябликов
Г. Ласин – Ал. Ларионов – В. Смагин – В. Шелагин – Е. Одинцов

тренер: П.Филиппов

Нападающие


Стоит признать, что нападение довоенного «Зенита» не являлось сильнейшей линией команды. И дело даже не столько в том, что игрокам этой линии недоставало класса – просто ни одному из довоенных зенитовских тренеров так и не удалось отладить атакующие действия команды, сделать их более осмысленными и коллективными. Атаковал «Зенит» обычно очень активно, с энтузиазмом, но не слишком организованно. Форварды грешили индивидуальной игрой, частенько передерживали мяч, не решаясь взять на себя ответственность завершающего удара. Потому и результативность команды в те годы была сравнительно невысока.

Впрочем, порой «Зениту» удавались и яркие, красочные спектакли, в которых нападающие представали во всей своей красе, подтверждая, что играть-то они очень даже умеют.

Георгий Ласин (1914) – за «Зенит» (1938-40) – 45 матчей, 6 голов. Финалист Кубка СССР 1939.

Придя в «Сталинец» в 1938 году в звании чемпиона Ленинграда в составе команды ГОЛИФКа, Ласин, сразу став твёрдым игроком основы, провёл в его составе более двух полных сезонов.
Небольшого роста, но крепко сбитый, быстрый и энергичный, Ласин не выделялся филигранной техникой и сильным ударом. Но был он ловок, изворотлив и хитёр, а также старателен и трудолюбив, при этом выделяясь отменными тактическими навыками и выраженным игровым интеллектом – безусловные следствия успешного параллельного обучения в институте физической культуры, что в те годы для мастеров футбола было явлением крайне нечастым.
Несмотря на не слишком внушительные габариты, неплохо играл головой, а за мяч боролся очень активно и азартно. Жизнерадостный, улыбчивый и никогда не унывающий, он быстро стал любимцем болельщиков и партнёров по команде, а его неутомимость и работоспособность были серьёзными козырями в атаке «Зенита».

Алексей Ларионов (1912) – мс, за «Зенит» в группе А (1938-45) – 59 матчей, 13 голов. В группе Б (1936-37) – более 20 матчей, 4 гола. Обладатель Кубка СССР 1944 г., финалист Кубка 1939 г.

Алексей Ларионов в ранней истории «Зенита» - личность воистину уникальная. Мало того, что ему принадлежит авторство первого гола нашей команды в клубных первенствах СССР в 1936 году, так ещё к тому же он – единственный, кто является одновременно и обладателем Кубка СССР 1944 года, и в то же время призёром чемпионата Ленинграда 1931 года в составе той же команды. Ещё в 1930 году, на момент подачи командой ЛМЗ первой заявки на участие в чемпионате Ленинграда, 18-летний Ларионов уже был в её составе, а завершил свои выступления за неё 15 лет спустя, в 1945-м.

Среднего роста, физически очень сильный, и при этом активный и подвижный, Ларионов был к тому же весьма техничен, чем заметно выделялся на фоне сравнительно безыскусных в плане техники зенитовских довоенных форвардов (тут, разве что, только Шелагин мог посоперничать с ним). Обладая добротным ударом с обеих ног, он, тем не менее, издалека по воротам бил редко и неохотно – куда милее ему были сольные проходы, в конце которых он мог заносить мяч в ворота едва ли не грудью.
Все довоенные годы оставался одним из лидеров зенитовской атаки, особенно в те моменты, когда на её острие отсутствовал бронебойный Смагин, и здоровяк Ларионов исполнял роль центрфорварда.
Перед самой войной футболист место в основе, вроде как, потерял, но в 1944 году он вновь в составе «Зенита», и вклад 32-летнего ветерана в кубковый триумф ленинградской команды трудно переоценить.

Виктор Смагин (1912) - мс, за «Зенит» в группе А (1939-46) – 74 матча, 17 голов. В группе Б (1936-37) – около 20 матчей, 9 голов. Финалист Кубка СССР 1939.

Пожалуй, самый яркий и колоритный форвард довоенного «Зенита». Рослый, мощный, исключительно агрессивный и отважный, он терзал и таранил оборону соперника непрестанно, с первых и до последних минут матча. Отлично играя головой и обладая сильным ударом с обеих ног, Смагин, тем не менее, не ограничивал себя ролью завершителя атак команды, но и щедро раздавал острые пасы своим партнёрам. Особенно удачно взаимодействовала пара нападающих Смагин – Ласин, которая в 1939 году как раз вдвоём соорудила первый в истории «Зенита» гол в финалах Кубка страны.

Наверняка мог Смагин забить и заметно побольше, но по-настоящему в высшей лиге за «Зенит» довелось сыграть ему, по сути, только в двух довоенных чемпионатах 1939 и 1940 г.г. К тому же славился форвард по молодости весьма вольным отношением к дисциплине, а также буйным, неуравновешенным нравом, который проявлялся не только на поле, но и вне его, что порой приводило футболиста к изрядным проблемам...
После войны многоопытный ветеран «Зенита» Виктор Смагин, получив капитанскую повязку и помигрировав по разным позициям на поле, в конце концов, оказался на месте центрального защитника. В этом амплуа отыграл ещё порядка двух десятков матчей и голов больше не забивал.

Валентин Шелагин (1913) – мс, за «Зенит» (1938-40) – 59 матчей, 19 голов (рекорд довоенного «Зенита»). Финалист кубка СССР 1939.

Валентин – младший из трёх братьев Шелагиных, популярных ленинградских форвардов 1930-х г.г. И, пожалуй, наименее из них «раскрученный». Что неудивительно: старший, Борис, в 20-30-е г.г. в компании с братьями Бутусовыми выступал за мощное ленинградское «Динамо», являлся непременным игроком сборной Ленинграда, привлекался в состав сборных РСФСР и СССР. Средний, Евгений, является обладателем рекорда отечественных чемпионатов, забив в составе ленинградского «Спартака» в 1938 году 5 голов в одном матче. Рекорд этот был неоднократно повторён, но так до сих пор и не побит.

И только младший, Валентин, не сумел столь «громко» отметиться в истории советского футбола. Хотя, кое в чём своих братьев даже превосходил. Был он исключительно мобилен, азартен и энергичен, обладал мощным прицельным ударом с обеих ног, нередко забивая мячи из-за пределов штрафной – для довоенных зенитовских нападающих умение не самое характерное. Кроме того, был замечательно техничен – в этом его порой сравнивали с самим Петром Дементьевым. Согласитесь, это говорит о многом...
Ну и необходимо отметить, что именно Валентин Шелагин являлся лучшим бомбардиром довоенного «Зенита», причём, как по общему числу забитых в высшей лиге мячей, так и по средней результативности.

Евгений Одинцов (1912) – за «Зенит» (1939-41) – 29 матчей, 10 голов. Финалист Кубка СССР 1939.

Наряду с Ларионовым и Медведевым, Одинцов был в числе тех, кто стоял у истоков «Зенита», выступая в его составе ещё в далёком 1930 году. Но всего 3 года спустя всесильный военкомат вырвал форварда из рядов родной команды, и вернуться обратно он сумел только в 1939-м. Хоть и сравнительно немного довелось поиграть форварду за «Зенит» в чемпионатах страны, но след в её истории он успел оставить заметный.
Невысокий, худощавый, по-мальчишески угловатый даже в возрасте под 30, Одинцов при этом выделялся отличной стартовой скоростью, хорошим ударом и выраженным голевым чутьём. Именно он является автором первого в истории «Зенита» хет-трика в чемпионатах страны, который он оформил в 1940 году в ворота московского «Локомотива». Ему же, кстати, принадлежит авторство и второго хет-трика нашей команды: в том же сезоне Одинцов трижды поразил и ворота московских «Крыльев Советов».
1 комментарий

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Галина Глазко
    0
    23.08.2010 в 05:48
    ещё одна часть! шикааарно! ждём следующие! спасибо smile.gif