Блог историка Дмитрия Догановского. 

При поддержке издания «История „Зенита“»

323
1175

Трудолюбие и беззаветность - Сергей Веденеев. К 55-летию Чемпиона.



5 августа 2012 года исполнилось 55 лет полузащитнику «Зенита» 1980-х, чемпиону СССР 1984 Сергею ВЕДЕНЕЕВУ.

В любой спортивной команде тон задают звёзды, это общеизвестно. Они всегда на виду, они делают результат, от них ждут чего-то необыкновенного, особого; их имена у всех на слуху, и в случае победы их команды именно они первыми получают причитающиеся славословия и признания в любви. И по прошествии времени, в памяти людской остаются опять-таки они — самые яркие, самые запомнившиеся, самые впечатлившие. А остальные постепенно отходят на задний план, их имена затираются, и уже спустя пару десятков лет болельщики, морща лоб, называют три-четыре фамилии триумфаторов, и на этом обычно случается «затычка» — остальные если и вспоминаются, то уже с большим трудом.

Что ж, это естественно. Не существовала ещё, да и вряд ли когда будет существовать команда, составленная сплошь из «равновеликих» звёзд. И вспоминая, к примеру, блестящую сборную Бразилии образца 1958 года, чьи имена называют в первую очередь? Пеле, Гарринча, Вава, Загало... А вот имена Дино, Орландо, Жоэль, Де Сорди уже мало что говорят неискушённому болельщику. Или эталонное «Торпедо» начала 1960-х: Иванов, Воронин, Метревели, Шустиков... А ведь были ещё Фалин, Доронин, Сергеев, Глухотко... А мощное киевское «Динамо» 1975-го? Блохин, Буряк, Колотов, Веремеев... Но уже подзабываются Трошкин, Матвиенко, Дамин...

Конечно, примеры эти очень условны — у каждого свои особенности памяти. И истинный знаток истории футбола наверняка с лёгкостью перечислит состав послевоенной «команды лейтенантов» или, допустим, «золотого» «Арарата» 1973 года. Но факт остаётся фактом: в любой команде большинство составляют именно они: неяркие, незаметные, со временем обречённые на забвение массовым болельщиком игроки. Те, чья задача состоит в создании благоприятного фона, на котором звёзды могли бы сверкать всеми гранями своих безусловных талантов.

Сергей Веденеев
Сергей Веденеев из тех, кто делал своё дело неярко, фактически незаметно, но старательно и ответственно. Роста среднего, но крепкий, исключительно выносливый, самоотверженный и трудолюбивый, он честно отрабатывал от штрафной до штрафной, выполняя за матч огромный объём работы, с видимым удовольствием участвуя в командной игре. С мячом не заигрываясь, но и не стараясь поскорее от него отделаться — с техникой у него был полный порядок. Несколько угрюмый, неулыбчивый, отстранённый и малоразговорчивый в жизни, за что даже имел кличку в команде «Смурной», на поле он превращался в бесстрашного бойца, жёсткого, волевого и работоспособного, отважно и беззаветно стелющегося в подкатах, постоянно покрикивающего, подсказывающего партнёрам.

Воспитанник СДЮШОР «Зенит», ещё в 1975-м он был заявлен на игры за главную команду города, но ни одного матча так и не сыграл и отправился «служить Родине» в питерское «Динамо». Впрочем, в состав попадал он там нечасто, да и особым прилежанием не отличался и в один прекрасный день попросту был отчислен из команды за нарушение режима. После чего отправился дослуживать, только теперь уже без всяких кавычек, в настоящую воинскую часть.

По окончании армейской службы вернулся в родной город, но места в составе ленинградских команд мастеров не нашёл, поэтому с лёгким сердцем отправился отогреваться после суровой армейской службы в Мурманской области в жаркий южный город Карши, в команду второй лиги «Каршистрой». Но знойный Узбекистан так ничем и не сумел прельстить коренного ленинградца, всё время тянуло домой, и полтора года спустя Веденеев вернулся. И, дабы снова не испытывать судьбу, не долго думая, прибыл в расположение «Зенита» и сам предложил свои услуги тренерам команды. И ведь убедил их в своей необходимости! Начав выступления с дубля, в сентябре 1980-го, когда в «Зените» один за другим из-за травм и дисквалификаций выбыло несколько игроков основы, впервые вышел на поле на замену в матче с чемпионом страны «Спартаком», а затем отыграл и все оставшиеся матчи сезона.

Второе пришествие в «Зенит»
Правда, Морозов не сразу смог найти для футболиста наиболее подходящее место на поле, а потому ничего особо выдающегося у Веденеева поначалу не получалось. Было видно, что игрок вполне мастеровит и универсален, что очень старается, что у него есть желание чего-то доказать, но его игра не убеждала тренера, и тот даже подумывал о расставании с футболистом. От этого шага мэтра отговорил Павел Садырин, бывший тогда вторым тренером «Зенита» и в играх зенитовского дубля разглядевший в этом замкнутом, молчаливом, но упрямом и настырном парне немалый потенциал. И оказался прав: очутившись в конце концов на позиции опорного полузащитника, Сергей вдруг заиграл стабильно и уверенно.

Постепенно у него проявился вкус к организации атак, игра стала заметно разнообразней, и уже со следующего сезона необходимость присутствия этого игрока в основе уже не вызывала никаких сомнений. А ведь в те годы выбор полузащитников был у зенитовских тренеров очень неплох: Афанасьев и Брошин, Мельников и Ларионов, Баранник и Захариков – игроки яркие, неприкрыто талантливые. А в основе, тем не менее, постоянно и практически без замен играл именно такой незаметный трудяга Веденеев. Играл неброско, всё время находясь как будто несколько в тени, но при этом исключительно добросовестно и полезно.

Обладая отличным здоровьем и физической силой, был он воистину вездесущ, успевая и атаку поддержать, и оборонительные функции добросовестно выполнить, и товарищей по команде подстраховать... Особенно впечатляющ был в отборе, очень чисто и как-то незаметно «обкрадывая» нападающего, владеющего мячом. Вот только по воротам бил нечасто, хотя удар имел неплохой, садыринскую игру – широкую, размашистую, рисковую – поддерживал неохотно, предпочитая верный, короткий пас, в чём, правда, был безукоризнен.

«Куусюси»
Сергей продолжал стабильно выходить в стартовом составе на протяжении четырёх лет, являлся полноправным членом «золотой дружины-84», и команда без этого неприметного, но чрезвычайно нужного игрока не представлялась.
Всё изменилось в конце 1985-го, когда футболист неожиданно утратил доверие тренеров и вместе с ним железное место в основе. Памятное поражение в 1/8 Кубка чемпионов от финского «Куусюси» поставило крест не только на еврокубковых притязаниях «Зенита», но и, по сути, завершило зенитовскую карьеру Сергея Веденеева.

В первом матче на стадионе им. Кирова финны играли настолько жёстко и даже грубовато, с обилием симуляций и провокаций, что нервы у наших чемпионов, в конце концов, сдали. И первым на очевидную провокацию поддался Бирюков, оттолкнув мешавшего ему вводить в игру мяч финна, за что немедленно получил предупреждение (а в те времена судьи были куда более скупы на карточки, чем ныне). Вторым же оказался Веденеев — на очередной удар исподтишка он ответил тем же, но открыто, и был вовсе удалён с поля.

Оставшись вдесятером, футболисты «Зенита» всё же сумели победить яростно сопротивлявшихся финнов, но счёт 2:1 – слишком слабый задел на матч в гостях. Ответку в Финляндии зенитовцы проиграли 1:3 и выбыли из розыгрыша.

Проигрыш «Зенита» вызвал в стране состояние шока: впервые в истории еврокубков советский клуб оказался выбит из розыгрыша финской командой. Пресса выдала целый букет критических статей, наполненных гневным недоумением вперемежку со сдержанным ехидством. Досталось и игрокам, и тренерам, и руководству команды. Помянули и затянувшийся пост-чемпионский угар, и весенние проблемы с дисциплиной в команде...

Под горячую руку попал и удалённый в первом матче Веденеев: его поведение сочли ярким подтверждением неблагополучия в команде, отсутствием чувства ответственности перед коллективом и прочее. Вновь потребовался «крайний», и «крайний» был найден. После долгих разборок на различных уровнях, решением Горспорткомитета Ленинграда Веденеев был показательно дисквалифицирован на пять матчей, и больше в сезоне-85 на поле не появился. Дисциплинарный комитет УЕФА, кстати, также рассмотрел дело о поведении игрока в том матче и наказал зенитовца восьмиматчевой дисквалификацией ещё и в международных играх.

Садырин тоже не простил футболиста, и за весь следующий сезон 1986 года тот лишь несколько раз выходил на замену, пробавляясь, в основном, играми за дубль, а по окончании чемпионата был вынужден уйти в ЦСКА, вновь предложив свои услуги Морозову. Впрочем, вторичного альянса не получилось: функционально 30-летний ветеран, больше года, к тому же, на высоком уровне практически не игравший, уже не соответствовал атлетичной, скоростной игре, проповедуемой Морозовым. В результате, сезон Веденеев доигрывал в первой лиге, в куйбышевских «Крыльях Советов», а следующий начал в составе рижской «Даугавы»,

Третье пришествие в «Зенит»
Впрочем, в «Зените», где в 1988-м сменился тренерский состав, о нём вскоре всё же вспомнили, и последовало возвращение полузащитника в Ленинград. Однако от прежнего самозабвенного трудяги Веденеева мало что осталось. Нет, играл он, как и раньше, старательно, но куда-то пропали его прежняя вездесущность, универсальность – то, что ещё не так давно выделяло его даже на ярком фоне чемпионского «Зенита». Играл хороший, добротный футболист, но играл без искры, без охотки, просто честно, по мере сил отрабатывая задание на игру. Пожалуй, единственным примечательным событием в период его третьего пришествия в «Зенит» можно назвать гол, забитый им в самом конце чемпионата-88 в ворота голкипера сборной СССР и «Спартака» Дасаева. Гол, оказавшийся последним, пропущенным прославленным вратарём в чемпионатах СССР – по окончании того сезона с этим «напутственным словом» от Веденеева Ринат направился покорять своим мастерством Испанию.

Веденеев один из немногих зенитовцев, кто в начале 1990-х не подался на заработки за рубеж. Заграницы откровенно побаивался (по тем временам явление, кстати, вовсе не редкое), чего особо и не скрывал: «Языков не знаю — не хочу быть безмолвным!». Остался в Ленинграде, играл в «Кировце», «Смене-Сатурне», «Динамо». В 1992-м решил, было, закончить игровую карьеру и стал главным тренером только что возродившегося петербургского «Локомотива». И хоть сыграла новоиспечённая команда в том году неплохо, заняв почётное шестое место в довольно сильной четвёртой зоне второй лиги, но сходу выполнить смелую для дебютанта задачу выхода в первую лигу Веденеев не смог и на следующий год снова надел бутсы в составе «Смены-Сатурна».

В результате, карьеру свою завершил в доживающем свои последние дни петербургском «Динамо» в возрасте 40 лет. Установив при этом своеобразное достижение: он успел поиграть во всех ленинградских командах мастеров рубежа веков – а их было ни много, ни мало, шесть. А в которых из них не поиграл («Локомотив», «Петротрест»), те тренировал, причём, в качестве главного.

Как и для большинства футболистов золотого «Зенита-84», то, самое первое зенитовское чемпионство так и осталось наивысшим достижением футболиста Веденеева. И в дальнейшей тренерской карьере, как прежде на поле, он предпочитал «короткий пас» - не слишком яркий, зато практически стопроцентно точный. Потому многие команды под его руководством заметно поднимались по турнирной таблице, но ни разу ничего существенного не достигали.

Тем не менее, имя своё в историю петербургского футбола Веденеев вписал золотыми буквами – имя Чемпиона.

Всего за «Зенит» в 1980–86, 1988–89 г.г. Сергей Веденеев сыграл 227 матчей, забил 6 голов.
Чемпион СССР 1984 г.
Обладатель Суперкубка («Кубка сезона») СССР 1985 г.
Финалист Кубка СССР 1984 г.
За олимпийскую сборную СССР 1 матч (+4 неофициальных).
4 комментария

Для добавления комментария, Вам необходимо авторизоваться
  • Zarro
    0
    06.08.2012 в 03:48
    Спасибо, Дмитрий!
    История появления в команде, и Ваше описание манеры игры Веденеева отчего-то напомнили игрока нынешнего Зенита под №27. Да и по натуре и характеру они, мне кажется, похожи: Гарику тоже порой подходит прозвище Смурной. Или я заблуждаюсь?
    Сергея Геннадьевича - с юбилеем!
    Dogan
    0
    13.08.2012 в 01:01
    М-м-м... Нет, Вадим, если между манерами игры Веденеева и Денисова некоторые условные параллели ещё провести и можно (только некоторые и условные!), то по остальному...
    Не хотелось бы давать публичные личностные оценки.
  • parfion.rus
    0
    06.08.2012 в 12:35
    Хотелось бы пожелать Сергею Геннадьевичу не превращаться в экспэрта Панова или Титова, т.к. в последнее время, скажем так, задаешься вопросами адекватности в его комментариях.
  • Zarro
    0
    16.08.2012 в 02:52
    Dogan
    Понятно, спасибо за ответ.